Наряду с Гитлером на этой работе фигурирует и ещё один
частый персонаж карикатур
Бориса Ефимова — министр пропаганды Геббельс. Художник
почти всегда изображает его
с мышиным хвостом. Но откуда возник этот образ?
Вот что рассказывает сам художник.
«Происхождение этого атрибута, ставшего столь же
непременным для Геббельса, каким был
в своё время монокль для сэра Остина Чемберлена, таково: ещё
до войны я где‑то
вычитал, что в интимном кругу гитлеровской верхушки Геббельс
носил кличку
«Микки-Маус», по имени известной
мультипликационной мыши.
Такое уподобление мне понравилось, и я стал изображать
«рейхсминистра
пропаганды» в соответствующем виде. Это стало
традицией, а в годы
войны — почти законом. Рассматривая карикатуры
в газете,
фронтовики прежде всего искали, не торчит ли
откуда‑нибудь пакостный
хвост «рейхсминистра». Даже редактор газеты,
человек довольно жёсткого
склада, принимая очередной рисунок в номер, деловито спрашивал,
пряча улыбку:
— А Геббельс с хвостиком есть?"
Интересно, что, как и Гитлера, Ефимов видел Геббельса своими
глазами.
В 1920-х, во время одной из поездок
в Германию, молодой художник попал
на выступление будущего идеолога Третьего рейха
в пабе. Воспоминания об этом
случае помогли Ефимову сделать своего персонажа столь выразительным.