Назад
Гид по выставке. Первый зал
Плакат

Первый зал выставки посвящён появлению карикатуры в «Известиях», первым антифашистским работам на страницах издания и началу творческого пути Бориса Ефимова.

Открывает экспозицию уникальный экспонат, созданный специально для этого проекта: голограмма скульптуры с изображением Бориса Ефимова. Трёхмерный виртуальный образ создан на основе реальной скульптурной композиции «Братья» работы народного художника СССР Зураба Церетели. Оригинал был создан в 2004 году. Двухметровое изваяние Ефимова соседствует с фигурой его брата Михаила Кольцова, репрессированного в 30-е годы. Произведение экспонируется в этом же здании, на первом этаже.

Но вернёмся к выставке. Далее на той же стене, около которой размещена голограмма, вы видите номера «Известий» 30-х годов с ранними антифашистскими карикатурами Бориса Ефимова, а рядом с ними — оригинальные рисунки, которые воспроизведены в газетах. В этот период под прицелом «снайпера советской карикатуры», как называли Бориса Ефимова, были не только немецкие, но и испанские, и итальянские фашисты.

Но как рождались рисунки Ефимова? Это наглядно показано в документальном ролике, размещённом на вертикальном экране.

Правая стена экспозиции выделена под исторические материалы о Борисе Ефимове. Здесь — его фотографии с братом и коллегами по цеху, в том числе знаменитыми сатириками Ильфом и Петровым, а также с неоднократно публиковавшимися в «Известиях» Владимиром Маяковским и Максимом Горьким. Ряд снимков представлены в подлинных исторических отпечатках. Дополняют повествование ещё один документальный ролик, сфокусированный на фигуре Бориса Ефимова, и таймлайн с основными вехами его биографии.

Обратите внимание также на витрины. В одной из них — подшивка газет «Известия» за 1922 год, когда Ефимов стал карикатуристом издания, сменив Дмитрия Моора. В другой витрине размещены личные вещи художника.

Чтобы узнать больше о конкретных экспонатах этого и других залов — считайте QR-коды около этикеток.

Смотреть также