Назад
Гид по выставке. Третий зал
Плакат

Третий — последний — зал выставки посвящён Великой Победе и Нюрнбергскому процессу, а также послевоенной работе Бориса Ефимова в «Известиях».

В карикатурах 1945 года и даже некоторых более ранних рисунках тема возмездия и суда над фашистами звучит не раз. Примеры вы можете увидеть на стене слева от входа в зал. И здесь же размещены фотографии, сделанные во время поездок Ефимова на фронт. Вместе с солдатами Красной армии художник побывал в Треблинке, Майданеке — и своими глазами видел ужасающие следы деятельности нацистских лагерей смерти. Эти впечатления сделали его призывы к трибуналу над немецкими преступниками особенно сильными.

Неудивительно, что именно Ефимов был отправлен от «Известий» на Нюрнбергский процесс: художник должен был создать зарисовки подсудимых и сделать на их основе карикатуры. На выставке вы можете увидеть не только итоговые работы, но и сам ход творческого процесса. В витрине у дальней стены расположен блокнот, в который Ефимов делал наброски прямо в зале суда. Сравните их с рисунками в рамах, а рисунки — с напечатанными в газетах карикатурами, получившими название «Фашистский зверинец». Попытка визуализировать эту художественную трансформацию представлена на экране.

Последняя публикация из этой серии датируется 1 января 1946 года — с символичным названием «Их последний год». Оригинальный номер газеты размещён на стене справа от экрана. Но вот что показательно: тема борьбы с фашизмом у Ефимова непосредственно переходит в тему холодной войны. И в 1950-м году художник буквально визуализирует преемственность мотивов, отсылая к собственным нюрнбергским работам и заменяя имена нацистов на скамье подсудимых именами западных политиков.

Пожалуй, самый яркий сюжет этого периода связан с работой «Эйзенхауэр обороняется», заказанной Ефимову и озаглавленной лично Сталиным. Подробности о её создании вы можете узнать, отсканировав QR-код. Оригинальная работа с собственноручными правками главы государства была продана художником уже в 2000-е, здесь же мы демонстрируем авторское повторение, а также полноразмерную копию, выполненную художником Игорем Смирновым.

Лицемерие американцев и европейцев стало главной темой работ Бориса Ефимова во второй половине XX века. На выставке представлено лишь несколько карикатур из архива «Известий». Причём, на листах сохранились редакционные наклейки с пометами о формате печати и прочей технической информацией. Прежде, чем попасть в типографию, каждая иллюстрация снабжалась такими наклейками. Сегодня для нас это возможность заглянуть «за кулисы» издательского процесса доцифровой эпохи.

Завершает выставку биографический «постскриптум»: на стене у прохода можно увидеть автошаржи Бориса Ефимова, в том числе созданный им уже в столетнем возрасте, его поздние фотографии. Центральный экспонат, символизирующий весь обширный творческий путь художника — работа «Вожди», у которой есть также второе название — «Парад правителей». О ней рассказано по ссылке с QR-кода.

Как и прочие QR-коды на выставке, он ведёт на спецпроект «Известий», размещённый на сайте iz.ru. Там вы найдёте много другой интересной информации о Борисе Ефимове. Так что если захотите продолжить знакомство с этой выдающейся фигурой после посещения выставки, пересмотреть видеоролики или понравившиеся карикатуры — заходите на efimov.iz.ru.

Смотреть также